|
Быт прошлого нашего края
В записках земского врача А.И.Орглерта указывалось, что все здания в уезде,
за исключения единиц, были деревянные. При крепостном праве помещики
запрещали даже зажиточным крестьянам строить большие дома. Такое запрещение
мы находим в повелениях Н.П.Шереметьева 1800г. Большинство населения
проживало в обыкновенных избах, построенных из дерева , обмазанных глиной
снаружи и изнутри. Встречались «мытые» хаты, которые внутри имели
выструганные небеленые стены, крылись они в основном соломой. Дома
недостаточно сохраняли тепло, поэтому снаружи зимой обкладывались соломой.
Двойные оконные рамы были редки и окна делали маленькими, с крошечными
стеклами. Окна закрывались ставнями. Пол в доме был земляной, у более
зажиточных деревянный, да и то часто в «чистой» половине дома. Обычный
крестьянский дом состоял из одного сруба или из двух, соединенных сенцами.
В каждой хате стояла большая печь. Пространство между печью и стеной 70-80
см от пола застилали досками. Этот настил -нары называется «полом» и служил
кроватью. Рядом с «полом» стояла деревянная кровать, но не у всех. постель
состояла из перины и подушек, у бедняков зачастую она была из всякого
разного тряпья. Грудные дети лежали в зыбках, подвешенных к потолку. С боку
от печи устраивалась отдельная топка с кирпичным верхом – лежанкой. Печь и
лежанка были любимыми местами детей, стариков и больных. Напротив печи на
скамье помещалась кухонная утварь: горшки, кувшины, миски.
В так называемом «святом» углу висели иконы, стоял простой стол и сундук,
покрытый скатертью домашней выделки. Под окнами располагались скамьи. Зимой
в хату брали молодняк скота - телят, к весне под лавкой стояли корзины, в
которых сидели на яйцах гусыни. Если хозяин дома занимался каким-либо
промыслом, то здесь находилось и его рабочие место. Женщины обычно
пряли. Ремесленников в селах было много: портные, колосники, печники,
стекольщики, гончары, вышивальщицы и др. Самое распространенное ремесло –
ткачество.
В селах Гора-Подол и Глотово почти в каждом
доме были прялка и ткацкий станок.
Семья Ф. Вернигора. Начало XX века.
Женский костюм
Данный костюм типичен для народной одежды второй половины
XIX века. Праздничная рубаха с прямыми поликами, как обычно, выполнена
из тонкого льняного холста. Удлиненные рукава, указывающие на праздничность
одежды, украшены многоярусной композицией браного ткачества, где гладкие
красные, золотистые и зеленые полосы пересекаются с красно – белыми узорами.
Окончание рукава подчеркнуто белыми просветами холста с небольшой вышивкой и
густой кумачовой оборкой. Четкая красная вставка на груди возле прямого
выреза органично включена в декоративную композицию украшения праздничной
рубахи. Она является композиционным центром этого многоярусного узора. По
этой красной вставке на груди праздничные рубахи такого типа и получили
название «краснозобки».
Большой интерес представляют понева этого костюма. Такой многодельный и
вместе с тем тактичный по цвету вышитый узор редко встречается в народном
костюме. В Воронежской, Тамбовской, Курской губерниях вышивка понев яркая,
насыщенная со сложными перепадами узора и основной ткани.
Понева по цвету и спокойному равномерному узору не имеет себе равных.
Темно-синий фон шерсти понева здесь равномерно заполнен несложным узором
геометрического характера – клетки и квадраты выполнены с четкой гладью
пушистым гусаром. Кайма, идущая по подолу поневы, сложнее.
Сложен и колорит этого костюма, построенный на тонких цветовых соотношениях,
где темные и приглушенные сосредоточены внизу, а светлые и яркие наверху.
Белый цвет сверху через рукава и протоки членений струйками перетекает вниз,
оканчивая свое неторопливое движение на кайме поневы. Красный сосредоточен
на рукавах и у грудного выреза. Темно - бордовый и оранжевый ритмично
вписаны в каждую клетку поневы. Теплый зеленый тон, вписанный в узор поневы
с темно - бордовыми и оранжевыми фонами, наверху в рукавах встречается
только тонкими гладкими струйками, усиливая там звучание красного цвета
костюма. Белая передняя часть рубахи и гладкая прошва поневы дают отдых
глазу от обилия узорных цветовых ритмов. Одна деталь выделяет другую или,
наоборот, успокаивает, создавая единую устойчивую композицию.
Декоративные полотенца
Для украшении тканей с незапамятных времен применялось узорное ткачество
на
ручных станках. Искусство узорного ткачества на Руси развивалось
одновременно с вышивкой. Специалисты до сих пор не уверены, какой вид
народного творчества появился первым – вышивка или ткачество. Исследователи
русского народного искусства отмечают, что в XVIII
– XIX крестьяне многих губерний и тем и другим
владели в совершенстве. С течением времени русские ткачихи выработали
различные способы ткачества. Повсеместно были распространены пестрядь,
бранное ткачество, ремизное ткачество и др. Реже встречались выбор, заклады
и бранное ажурное ткачество. Во второй половине XIX
века ручное ткачество играло основную роль. Однако бурный рост текстильных
фабрик в это время начал вытеснять у крестьян гладкие ткани домашнего
производства. Но узорное ручное ткачество вплоть до начала
XX века по-прежнему играло видную роль в украшении
женской и мужской одежды и предметов убранства крестьянского дома. К ним
относятся декоративные и ритуальные полотенца, которые особенно красочно
оформлялись как вышивкой, так и узором. Тканые узоры на полотенцах чаще всего
выполнялись в технике брани. Такой способ выполнения давал широкие
возможности для получения белого и цветного декора. В нарядных полотенцах
преимущество отдавалось красному рельефному узору на белом фоне.
Такими полотенцами крестьяне украшали свой дом в праздничные дни. Они
развешивались по стенам веревках или деревянных спицах. На красочных
декоративных полотенцах преподносили хлеб – соль почетным гостям. Во время
крестин мать ребенка в знак благодарности одаривала красивыми полотенцами
священника, дьякона и куму. Полотенцами завивали ветви березы при летнем
празднике «Крещение кукушки».
|